Секреты запасников: какие шедевры скрывают интересные музеи мира


Хранилища музеев полны шедевров мирового искусства, скрытых от глаз посетителей. Лондонский Тейт показывает своим гостям только 20% от всех экспонатов, которыми владеет, то есть около 14 тысяч работ. Третьяковская галерея выставляет лишь 10%, а музей Гуггенхейма в США – меньше 3%. При этом в «подвалах» скрыты произведения знаменитых художников. Так, нью-йоркскому Музею современного искусства принадлежит 1,221 работа Пабло Пикассо, а в постоянной экспозиции вывешены лишь 24 из них. Но у сотрудников музеев есть веские причины «прятать» шедевры известнейших мастеров. 

Первый и главный довод в пользу сокрытия сокровищ – невозможность их все выставить одновременно. Коллекции крупных музеев мира во много раз превосходят размеры их выставочных площадок. В некоторых из них, например, в Эрмитаже или Британском музее, эту проблему решают, устраивая открытые хранилища. Используя оборудование, совмещающее функции сейфа и витрины, музеи расширяют доступ к наследию. 

b8249f7197d10c78b7f25e6607b6c6c9.jpg 


Во-вторых, большинство великих произведений недоступны широкой общественности по техническим причинам. Например, графические работы не могут висеть в экспозиции дольше трех месяцев, а после показа должны «отдыхать» в специальных условиях не меньше полутора лет. Это необходимо для того, чтобы изображение продержалось на бумаге как можно дольше. Так, «Заяц» Альбрехта Дюрера, который принадлежит венской галерее Альбертина, в последний раз выставлялся в 2014 году – после десятилетнего перерыва. Пушкинскому музею принадлежит 215 листов с гравюрами того же художника, их выставляют по несколько штук, периодически сменяя. Так же они поступают с офортами Рембрандта, которых в коллекции всего 250. 

4b1b559918875a2bd4d064e396546cdb.jpg 
Третья причина, по которой шедевры великих мастеров не показаны в экспозициях, – их неопознанность. Сотни шедевров стоят в запасниках в очереди на атрибуцию, а некоторые проходят ее неудачно и признаются подделками. Единственный портрет Гогена авторства Ван Гога – «Человек в красном берете» – с 1973 года пылился в запасниках музея в Амстердаме и считался работой последователя. Лишь в 2002 году эксперты подтвердили авторство мастера.

По той же причине «Сидящая женщина в красной шляпе», созданная Пабло Пикассо, оставалась в хранилище Музея изобразительных искусств, истории и науки Эвансвила в штате Индиана. Работа была выполнена Пикассо в 1950-х в технике gemmaux ([жеммо] -редкий вид витража). Когда она попала в музей, сотрудники приняли неизвестное слово за французское имя и приписали авторство несуществующему художнику с именем Gemmail. Ошибка обнаружилась только после того как исследователь творчества художника позвонил в музей и спросил об уникальной работе, которая, согласно документам, была передана сюда в 1963 году. 

65541c9c2b4821749a801a46c9de9079.jpg 


Участи быть неопознанным не избежал даже набросок Рафаэля к «Святому семейству», долгое время хранившийся в запасниках художественного музея Модены. Работу считали копией, сделанной в XIX веке, пока в 2010 году с помощью последних технологий не установили авторство гения Ренессанса. 

9f649b7a112c333d8416195455df355e.jpg


Даже национальная галерея Уэльса до 2010 года хранила целых три работы своего любимого Уильяма Тернера в «подвалах» и трижды признавала их подделками. Исследования проводились с 1960 по 1980, и все три раза картинам приписывалось авторство художников-подражателей. Подлинность полотен удалось установить только в 2012 году благодаря современным методам экспертизы.


586ccd56944c4e64aee5d5b3b64cb36b.png


А работу Джозефа Райта «Колизей в лунном свете» оставили в запасниках после неудачной реставрации в 1960-х годах. Факт реставрации был успешно забыт, и до 2015 год картина считалась работой одного из последователей художника. 
Музеи мира хранят в своих стенах тысячи загадок, а их хранилища – десятки тысяч. На телеканале Travel Channel их успешно раскрывает Дон Вайлдман в программе «Музейные загадки», скрупулезно исследуя экспонаты известных галерей. 

Джерело
На платформі Blogger.