Не обманешь – не продашь? Внимание – жулики в магазине!

Каждый день мы ходим за продуктами в магазины и супермаркеты, частенько наведываемся в кафе. Не всегда приобретаемые нами товары и услуги отвечают стандартам качества, но основная масса покупателей надеется на честность продавцов вплоть до момента, пока не попадет в неприятную ситуацию. Об ухищрениях работников торговли и правах потребителей, столкнувшихся с проблемами, рассказывает юрист Роман Харланов — специалист, обладающий внушительным опытом работы в сфере торговли.


Наиболее популярные разновидности обмана в магазинах
Недовес

В супермаркетах реальный вес товара в удобной расфасовке (к примеру, овощей) зачастую меньше выбитого на этикетке – иногда на 10-15%. Отправляясь в магазин, по возможности выбирайте развесные товары; если же берете фасованную продукцию, не ленитесь проверить ее на контрольных весах. Обязательно сами взвешивайте свои покупки! В случае явной погрешности продавец должен провести повторное взвешивание и поменять ценник на правильный.

Право потребителя. Если проблемы обнаруживаются регулярно в одном и том же супермаркете, подайте жалобу в Роспотребнадзор: после проверки нарушителям грозит штраф или даже заведение уголовного дела.

Неточности в чеке

Случается, что сумма в чеке превышает реальную — например, вам посчитали покупку без запланированной скидки, или в перечень товаров попало то, что вы вообще не покупали. Всегда проверяйте чеки!

Довольно часто встречается еще одна уловка — подмена товарных кодов. Как правило, штрихкод с этикетки на кассе считывается автоматически, но бывает, что кассир вводит его вручную — и может заменить его на код более дорогостоящего товара.

Случается, что стоимость, указанная на ценнике, ниже реальной — иногда разница составляет 20-30 рублей. Низкая цена привлекает покупателей, а на кассе оказывается, что товар стоит дороже. В подобных случаях продавцы говорят, что просто не успели обновить информацию.

Право потребителя. Обнаружили в чеке ошибки? Сообщите об этом кассиру и администратору — в 90% случаев вам тут же вернут переплату. Важно: ценник — это публичная оферта, поэтому вы ВПРАВЕ приобрести товар по указанной на нем цене.

Срок годности

К сожалению, это одно из очень частых нарушений. На этикетке товара могут затереть срок годности, наклеить рекламу или дополнительный магазинный ценник, плотно замотать продукцию пленкой. Но чаще всего товар просто заново упаковывают, проставляя «свежую» дату. В результате вы можете получить представление о свежести продукции только визуально.

Право потребителя. Сомневаетесь в качестве покупки? Если вы сохранили чек, не бойтесь вернуть ее в магазин. Продавцы стараются обходиться без скандалов, поэтому почти всегда меняют товар на свежий или возвращают деньги.

Наиболее частые разновидности обмана в ресторанах и кафе

Здесь доказать обман существенно сложнее, но все-таки можно! Наиболее частая уловка в ресторанном бизнесе — несовпадение реальных весовых показателей блюда и указанных в меню. Фактически, вы оплачиваете стоимость продуктов, которая не соответствует их реальному выходу. К примеру, в меню указаны пропорции мяса и гарнира как 150/200 г, а на тарелке вы получите 100 г мяса и 250 г гарнира — далеко не каждый может «на глаз» оценить такое несоответствие. Не станете же вы в каждое кафе приходить с собственными весами!

Право потребителя. Если Вы довольно часто посещаете какой-то ресторан и ощущаете, что пропорции блюд не соблюдаются, обратитесь в ближайшее отделение Роспотребнадзора. Специалисты должны проверит заведение, на которое вы пожаловались, и в течение месяца прислать вам подробный ответ на жалобу, а не формальную отписку.

Если вам кажется, что сотрудники местного отделения отреагировали на ваше обращение чисто формально (это редкость — Роспотребнадзор серьезно относится к своим обязанностям), вы можете обратиться в следующую по уровню инстанцию. Вышестоящий орган проверит работу сотрудников, которые должны были отреагировать на вашу первую жалобу.

Шансы на досудебное решение конфликта

Как правило, вышеуказанные инциденты решаются в досудебном порядке. Магазины, кафе и рестораны идут навстречу клиентам, потому что в судебных спорах потребители выигрывают практически в 95% случаев, а заведение помимо денег теряет еще и репутацию.

Как быть, если в магазине вы нечаянно разбили товар?

По закону вы НЕ ОБЯЗАНЫ оплачивать случайно разбитый товар — это подтверждает Гражданский кодекс РФ: статьи 459 («Переход риска случайной гибели товара») и 493 («Форма договора розничной купли-продажи»). Сотрудники магазина могут требовать с вас оплату (потому что именно они несут материальную ответственность за подобные потери), однако единственная реальная возможность заставить вас заплатить — доказать в суде, что вы разбили товар умышленно.

Наше законодательство утверждает, что потребитель всегда прав. Поэтому — не стесняйтесь защищать свои интересы!

На платформі Blogger.